+375 17 374-85-31

Культурно-досуговая деятельность

Оказание услуг культурно-массового и досугового характера является неотъемлемой частью комплекса социальных услуг, предоставляемых нашим учреждением.

Основное назначение организации культурно-досуговой деятельности в доме-интернате – создание равных и доступных условий для удовлетворения духовно-культурных потребностей проживающих.

Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является организация позитивной культурной пространственно-временной развивающей среды, предоставляющей возможности как для пассивного восприятия, погружения и анализа, так и для активного включения личности в реальную жизнь посредством инструментов искусства. Создание эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуга, является одним из элементов социальной политики. Это способствует укреплению внутренних социальных связей между представителями различных народностей и конфессий, отдельными группами и слоями сообщества, что приобретает наиболее актуальное значение в рамках реализации в текущем году плана мероприятий по проведению Года народного единства.

Культурный досуг – это время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности. С позиций организации жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольст¬вии и т.д.

Культурно-досуговая деятельность (КДД) предоставляет её участникам возможности для снятия определенного психологического напряжения. В КДД раскрываются интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, артистические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощается инициатива и организуется само¬деятельность подопечных.

Формирующее воздействие КДД в учреждении специально организуется, ведётся по утверждённым планам культорганизаторами и другими сотрудниками учреждения, волонтёрами благотворительных организаций, представителями сестричества Свято-Елисаветинского монастыря. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий боль-шого количества людей, организованная КДД влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни жильцов дома-интерната. Ставя цель развития личности, учитывая добровольность и самостоятельную инициативу, уровень подготовки и индивидуальные запросы подопечных, специалисты учреждения создают соответствующие культурно-массовые программы, предлагают различные формы и виды деятельности. При подготовке мероприятий важное значение имеет использование методики КТД (коллективное творческое дело).

Особую значимость в культурно-досуговой деятельности имеет этап совместной рефлексии, анализа проведённой работы, в котором с учётом особенностей учреждения наиболее продуктивен психолого-педагогический подход («Не отметка, а оценка!»). На первый план при этом выходит не столько качество подготовки и проведения мероприятия со стороны его участников, сколько глубина реализации духовно-культурных потребностей проживающих.

Культурно-досуговая деятельность в учреждении осуществляется на основании Постановления Министерства труда и социальной защиты РБ от 01.12.2017 г. № 84 «Об установлении требований к содержанию и качеству социальных услуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания», согласно годовому, ежемесячным и тематическим планам мероприятий, графикам работы действующих кружков и клубов по интересам. Планирование КДД проводится с учётом индивидуальных и групповых запросов проживающих в учреждении получателей социальных услуг на основе личностно-ориентированного подхода, с опорой на уровень их возможностей и способностей. Важно, что в процессе КДД подопечные имеют реальную возможность не только воспринимать и анализировать предложенный материал, но и проявлять, реализовывать и развивать свои способности к различным видам творческой активности, что в целом позволяет повысить качество их жизни.

Организационно-методической основой планирования содержания культурно-досуговой деятельности учреждения является система государственных, общественных, религиозных праздников и народных обрядов с учётом интересов, потребностей и особенностей жильцов дома-интерната.

Содержание и формы реализации КДД учреждения отражаются в планах работы, репертуаре, тематике и содержании культурно-массовых мероприятий, сценариях праздников и т.д.

В работе используются различные формы:

  • массовые (беседы, утренники, развлечения, праздники, акции, концерты, дискотеки, спектакли, просмотр кинофильмов, тематические встречи и т.п.),
  • коллективные (любительские объединения по интересам: клубы, кружки, студии, секции и пр.),
  • индивидуальные и в малых группах (беседы, обучающие и настольные игры, руководство чтением, обучение игре на музыкальных инструментах, вокалу, танцу, декламации и т.д.).

Популярны развлекательно-образовательные формы организации досуга (караоке, конкурсы, интерактивные викторины, эстафеты), поскольку позволяют аудитории в игровой форме реализовывать умения и способности, повышать свой интеллектуальный и творческий уровень, а также укреплять навыки межличностного общения.